ФГБОУ ВО ГУЗ: Электронное портфолио преподавателей

Гуров Анатолий Федорович

О преподавателе

к.г.н. старший научный сотрудник, доцент кафедры почвоведения, экологии и природопользования ФГБОУ ВО Государственного университета по землеустройству.

Образование: география почв и геохимия ландшафтов. Окончил МГУ им. Ломоносова, географический факультет в 1974 году.

Основные этапы работы:

1974 – 1986 гг., Институт агрохимии и почвоведения АН СССР, стажер-исследователь, младший научный сотрудник.

1976-1979 гг. аспирантура Института агрохимии и почвоведения АН СССР.

1987 – 1991 гг., ВНИЦ «АИУС-агроресурсы», старший научный сотрудник.

1991-2001 гг., Российский институт мониторинга земель и экосистем, ведущий научный сотрудник.

2001г. ФГУП «ФКЦ «Земля», заместитель начальника отдела,

Учебные курсы: ландшафтоведение, природно-территориальное районирование, экологический мониторинг, география, почвоведение и инженерная геология, региональное природопользование, динамика и эволюция природных и антропогенных ландшафтов, география населения и геоурбанистика, региональная экология.

: Исследование антропогенной  динамики почв и ландшафтов юга России; дистанционное зондирование  сельскохозяйственных угодий, исследования свойств почв с использованием материалов сканерной аэросъемки, картографирование почв на основе автоматизированной обработки дистанционной информации; разработка технологий выявления и оценки динамики эрозионных процессов, засоления и зарастания сельскохозяйственных угодий с использованием методов дистанционного зондирования, а также  применения данных дистанционного зондирования и ГИС-технологий; разработка автоматизированной подсистемы мониторинга земель  в рамках автоматизированной системы АИС  ГКН, разработка автоматизированной технологии оценки земель сельскохозяйственного назначения на базе цифровых почвенных карт. Опыт научной деятельности 40 лет.

Работал в ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству на должности доцента-совместителя с 1997 года.

Участие в ряде проектах по формированию и использованию пространственных данных для целей земельного кадастра и мониторинга земель:

1.                Проект  ЮНЕП «Обучение методам рационального землепользования в бассейне реки Замбези на основе космической информации» ЮНЕП/Россия/Замбия  FP/6101-89-04

2.                Проект  ЮНЕП “Комплексное управление окружающей средой Волго-Каспийского региона” ЮНЕП/ЦМП FR/1100-9708,

3.                Разработка Технического проекта на создание системы мониторинга земель РФ , 1995.

4.                Проекты Европейской комиссии ТАСИС «Разработка системы оценки и мониторинга сельхозкультур на территории Кранодарского края, Курской о Саратовской       областей», 1996-1998 гг. и «Мониторинг сельскохозяйственных земель с использованием методов ДЗЗ», 1999-2000.

5.                Участие в разработке Автоматизированной подсистемы государственного мониторинга земель, (1 и 2-я очереди) АИС ГКН, 2004-2010 гг.

 

Награды:

1.     Медаль «850-летия Москвы»;

2.     Почетная грамота Правительства Москвы, 2016 г.

 

Награды и достижения

Медаль «850-летия Москвы».

Диплом конференции «Золотая осень-2016» За инновационную разработку «Защита сельскохозяйственных земель от опустынивания на Черных землях Республики Калмыкия».

Почетная грамота Правительства Москвы,2016 г.

Участие в профессиональных ассоциациях и объединениях

член Рeсского географического общеста

Участие в конференциях

Международный научно-практического форум, посвященного 225-летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. М, 2014.

Научный руководитель научно-практической конференции "Студеческая наука", секция "Мониторинг окружающей среды как часть геэкологической оценки территории. М, 21.11.16.

Образование и повышение квалификации

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, в отношении которых произощло изменение их количественных и/или качественных характеристик. ФГБОУ ВПО ГУЗ, 1-10 сентября 2014 г.

Основной курс обучения работе  с системой КонсультантПлюс. Сертификат № 16-1114.  М, 2016.

Прочие достижения

Участие в работе Х международногоконгресса почвоведов. М,1974.

 

Книги, учебники, учебные пособия, монографии

Технические предложения на создание системы мониторинга земель России. М, 1994, 75 с.

Экологический мониторинг       Учебное пособие.  РЭФИА,  М, 1996, 92 с.

Ведущие процессы деградации земель,  М 1:30000000. Атлас «Природные ресурсы и экология России», Федеральный атлас, М, 2002.       

Основные процессы деградации земель РФ.  Национальный атлас России, т.2, Природа и экология., 2009 г.

Развитие преобладающих негативных процессов на землях РФ, Атлас почв РФ, 2011.

Почвоведение и инженерная геология. Учебно-методическое пособие. М. : ГУЗ, 2014. – 55 с.

Публикации в журналах ВАК

Роль орошения в современной эволюции террасных черноземов Нижнего Дона. Почвоведение, № 12, 1987, с.81-88

Role of irrigation in the present evolution of terrace chernozes of Lower Don      Soviet soil science. Vol. 20, № 2, 1988. p. 40-48

Использование диаграмм еН-рН для диагностики пахотных почв.    Известия АН СССР, сер биол. 1991, № 5, с.

Публикации в журналах

The system of assessment of soil degradation  Soil technology, 8, (1996).  p. 331-343

 

Материалы конференций

Анализ современного использования и состояния земель РФ.   В  сб. землеустройство и кадастр недвижимости:  проблемы и пути их решения. Мат. Международного научно-практического форума, посвященного 225-летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. М, 2014. С.27-32.                                                           В

Отчеты

Разработка Автоматизированной подсистемы государственного мониторинга земель, (1 и 2-я очереди) АИС ГКН, 2004-2010 гг.

Публикации в сборниках трудов

Среднемасштабное тематическое картографирование на территории бассейна р. Замбези с использованием космической информации.       В сб.: Рациональное природопользование в условиях техногенеза, М, 1998, с. 216-229

Технологии мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с использованием космической информации. В сб.: Современное сельскохозяйственное землепользование в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2007, с. 197-209.

Прочие публикации

The system of assessment of soil degradation. Soil technology, 8, (1996). p. 331-343

 

Исследовательские интересы

Исследование антропогенной динамики почв и ландшафтов юга России; дистанционное зондирование сельскохозяйственных угодий, исследования свойств почв с использованием материалов сканерной аэросъемки, картографирование почв на основе автоматизированной обработки дистанционной информации; разработка технологий выявления и оценки динамики эрозионных процессов, засоления и зарастания сельскохозяйственных угодий с использованием методов дистанционного зондирования, а также применения данных дистанционного зондирования и ГИС-технологий; разработка автоматизированной подсистемы мониторинга земель в рамках автоматизированной системы АИС ГКН, разработка автоматизированной технологии оценки земель сельскохозяйственного назначения на базе цифровых почвенных карт. Опыт научной деятельности 40 лет.

Исследовательские проекты

 

1.     Разработка Технического проекта на создание системы мониторинга земель РФ, для совершенствования управления морской и прибрежными экосистемами. М, 1994.

2.     Проект ЮНЕП «Обучение методам рационального землепользования в бассейне реки Замбези на основе космической информации» ЮНЕП/Россия/Замбия FP/6101-89-04, 1991-1993.

3.     Проект Европейской комиссии ТАСИС «Разработка системы оценки и мониторинга сельхозкультур на территории Кранодарского края, Курской о Саратовской    областей», 1996-1998 гг.

4.     Проект Европейской комиссии ТАСИС «Мониторинг сельскохозяйственных земель с использованием методов ДЗЗ», 1999-2000.

5.    

Аспиранты

аспирантов не имею

Философия преподавания

Геоэкология тесно связана с общефилософскими представлениями и одновременно порождает собственные философию и методологию научного познания, создает свои подходы и методы исследования географической среды. Современное  развитие науки показывает, что естествоиспытатели, не знающие философских проблем, и философы, далекие от принципиальных задач естествознания, не способны решать фундаментальные научные проблемы.

Среди глобальных проблем, стоящих перед обществом в третьем тысячелетии, главное место занял вопрос выживания человечества и всего живого на земле. Это обстоятельство неоднократно интерпретировалось мыслителями самых различных мировоззренческих ориентаций.
Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации. Почему речь должна идти именно о гармонии человека с природой, и недостаточно говорить, например, только об их единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их взаимоотношений, когда они обострены, как, например, в настоящее время. Выход из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость выработки особой формы единения человека и природы  с целью обеспечения гармонии человека и природы.
Человек и все живое на Земле неотделимы от биосферы, являющеяся главным фактором его существования. Он может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Вид испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.

Развитие и сохранение общества может быть гарантировано только в контексте развития биосферы, и только в относительно узком диапазоне ее параметров. Решение проблема видится в необходимости качественно нового типа цивилизационного развития. Невозможно отказаться  от всех достижений научно-технического прогресса и вернуться к природе в примитивном значении этого призыва, а подняться на качественно новый уровень взаимоотношений природы и общества, обеспечить их стабильность, уравновешенное взаиморазвитие – актуальнейшая задача современности.
Преодоление существующих экологических трудностей в принципе возможно. Однако, для решения этих проблем необходимы существенные изменения в направлениях развития геоэкологической науки и техники (реформирование существующих дисциплин геоэкологии и др.; разработка новых методов и подходов к исследованию взаимоотношений человека и природы и т.п.), а также производства и управления.

Философия способна внести немалый вклад в подготовку интеллектуально-психологического климата для принятия и воплощения таких идеалов, стимулировать творческий поиск бесконфликтных форм взаимодействия с природой и постепенного смягчения существования жестких установок по отношению к природе.

Инновационные методики обучения

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

 

Для доступа к материалам необходимо войти в ЭОС

Для доступа к материалам необходимо войти в ЭОС